Музыка учит беречь гармонию взаимоотношений

Преподаватели Пугачёвской школы искусств Сергей и Ирина Грошевы, конечно, задумывались, как бы сложилась их жизнь, не будь она наполнена музыкой. Ответ на этот вопрос для них очевиден: в ней не случилось бы самых ярких, значимых событий, да и сами они были бы другими. Не состоялось бы их знакомство, семейный союз, который вначале был только творческим. При этом супруги в один голос твердят: не быть музыки в их жизни не могло.

Сергей Владимирович воспитывался в музыкальной семье – отец играл на гитаре и баяне, брат на саксофоне в духовом оркестре. Пребывание в творческой атмосфере, погружение в этот чарующий мир не могло не повлиять на мечты и устремления маленького Серёжи, у которого старшие не замедлили обнаружить абсолютный слух. Правда, мальчишка не мог сразу определиться, на каком инструменте хочет играть. Попробовав освоить валторну, оставил эту затею, а в 5 классе, взяв в руки баян, самостоятельно научился подбирать мелодии. Потом, будучи знаком со всеми обитателями единственного на Лысой горе Саратова жилого дома, обратился к соседу, попросив обучить игре на аккордеоне.

Ничего удивительного, что после школы Сергей поступил в культпросветучилище. Его участие в ансамбле воинской части в Ужуре Красноярского края, где, проходя службу, блестяще выступал на концертах, тоже закономерно. А вот переезд в Пугачёв в 70-х Грошев не считает предначертанным – мог оказаться в любом другом городе. Хотя, собственно, это было вызвано жизненной необходимостью – пришлось ведь думать о трудоустройстве, а в родном Саратове найти место по специальности оказалось нелегко.

Зато здесь приняли с радостью. Руководитель отдела образования В.И. Бессонов предложил совмещать преподавательскую деятельность в двух школах – общеобразовательной и музыкальной. И Сергей Владимирович, окончив ещё и педагогический институт, успешно справлялся со своими задачами. Оказался востребован как музыкальный руководитель и в Домах культуры, в том числе сельских. Гордится своими ученикамиЛюбовью Голдабиной, поступившей в Куйбышевский институт культуры, Ольгой Жуковой, которую в творческой среде и не только в нашем районе знают под фамилией Нижник. Николай Сазонов, проходивший обучение по классу гитары, благодаря наставнику замечательно овладел инструментом и был зачислен в Саратовское музыкальное училище, куда в тот год попали лишь два счастливчика из провинции. Ансамбль народных инструментов «Русские узоры» при городском ДК создан Грошевым недавно, но уже отличился, завоевав звание лауреата II степени на Всероссийском конкурсе народного творчества «Быть добру».

Что касается Ирины Евгеньевны, для неё такая стезя, как признаётся она с улыбкой, определена ещё до рождения. Маму, обладавшую прекрасным лирическим сопрано, на заре её юности приглашали в Душанбинский театр оперетты, но родные боялись, что это помешает ей создать семью и не позволили реализовать себя. Тогда она поклялась: если у неё родится дочь, обязательно даст ей музыкальное образование. И слово сдержала. Однако Ирина исполнила не только мамину, но и свою мечту: окончила самое престижное в Таджикистане музыкальное средне-специальное учебное заведение – республиканский интернат для одарённых детей, затем институт искусств и вернулась в родную школу преподавателем. Обучала ребятню теоретическим дисциплинам и игре на фортепиано.

Сказать, что она пребывала в мире музыки, наверное, ничего не сказать – она жила музыкой. Но её идиллию прервала война. Когда говорят пушки, музы молчат. Опасаясь за жизнь, женщина с домочадцами вынуждена была бежать оттуда, где родилась и выросла, состоялась как профессионал.

Тогда, в 1993-м, здесь тоже было непросто. Но директор ДШИ Н.Ю. Балашова сразу приняла Ирину Евгеньевну в коллектив, и педагог продолжила заниматься любимым делом. Со временем у неё сложился творческий дуэт с Сергеем Владимировичем, потом, сблизившись духовно, они скрепили отношения узами брака. Два человека – каждый со своей историей, опытом семейной жизни, проявив мудрость, сумели избежать неурядиц, конфликтов с роднёй на новом, совместном, пути.

Как бы ни казалось странным, в этом сыграло роль наше музыкальное образование, – настаивает женщина. – Оно приучает чувствовать острее, прислушиваться к ближним. Человек ощущает необходимость беречь гармонию и в отношениях с окружающими, поэтому уважает их мнение, ищет способы взаимопонимания. А люди, у которых общность интересов, тем более поймут друг друга.

Конечно, они не могут спокойно воспринимать нынешнее засилье непрофессиональной музыки, порой даже откровенной безвкусицы, отнюдь не способствующей развитию духовности в обществе. Но у них есть предпосылки считать, что ситуация изменится. По количеству своих учеников могут судить: желающих получить академическое музыкальное образование становится всё больше. Значит, мы возвращаемся к осознанию истинных ценностей. Хочется верить – попытаемся и себя изменить.

Н. ТРОФИМОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.