В театре учатся понимать других

— Тот, кто по-настоящему увлёкся театром, не только сам меняется. Для него весь мир становится другим, – утверждает режиссёр народного коллектива – молодёжного театра эстрадных миниатюр «ИОНЪ», действующего при Культурно-досуговом центре Пугачёва, Ольга Клокова.

Такое заявление она делает не только на основании наблюдений за юными артистами, но и исходя из собственного опыта. Ведь наша землячка стала выступать перед зрителями ещё с детсадовского возраста. Потом, уже будучи школьницей, занималась в театральном кружке под руководством Н. Душковой. Именно Наталья Николаевна помогла девочке обрести уверенность в своих актёрских способностях и раскрыть их. Правда, повзрослев, ученица выбрала не артистическую карьеру, а профессию педагога и получила специальность учителя иностранных языков. Но, посвятив свою жизнь детям, с театром не рассталась. Напротив – прививает любовь к нему представителям юного поколения.

— Наш коллектив существует при городском ДК с 1998 года. Сначала его режиссёром был Д. Трущелёв. Потом М. Рыженков. Несколько лет мы работали вместе с ним – ставили с ребятами спектакли разных жанров, – поясняет Ольга Олеговна.

За это время «ИОНЪ» заметно продвинулся вперёд. Получил звание народного коллектива. Но, по словам режиссёра, как и любое творческое объединение, театр в принципе не может быть статичным явлением, тем более молодёжный. Ольга Олеговна, которая одновременно работает в СОШ №2, занимается с мальчишками и девчонками разных возрастов. Обучает азам театрального искусства. Из младшей группы ребята переходят в среднюю, затем старшую. И этот состав пополняет коллектив МТЭМ.

Ребята подрастают и совершенствуют своё театральное мастерство. Поэтому со временем им становятся по силам всё более сложные задачи. От стихотворных выступлений на школьных мероприятиях переходят к участию в коллективных постановках, где необходимо сосредоточиться уже не на своём герое, а на композиционной идее и чувствовать партнёров. Эти коллективные усилия, сплочённость мальчишек и девчонок дают отличные результаты.

Спектакль «Курочка Ряба», который показывали на конкурсе в Волгограде, завоевал гран-при и помог получить нынешнее высокое звание народного. Показали зрителю «Сказку о попе и его работнике Балде», блеснули в Крыму с постановкой «В апреле 45-го», заняв на конкурсе призовое место. Пополнил репертуар и «Каменный гость» в современной трактовке.

— Но вообще я сторонница классического, то есть авторского, прочтения произведений, – признаётся режиссёр. – Всё-таки нужно понимать, насколько важны идеи, которые автор хотел донести до читателя. Зачем же их искажать!

К работе по произведениям Островского «Не в свои сани не садись», «В чужом глазу соринку видим…», «Свои люди – сочтёмся» подходят именно с такой позиции. Однако своё видение характера персонажа Клокова детям не навязывает. Позволяет юным артистам выразить собственное понимание образа. И это не случайно. По её мнению, поколение next, не мыслящее себя без современных гаджетов, умеет по-настоящему погружаться в прошлое, отличное от нашего время, тонко чувствовать нравы наших предков, понимать их чувства.

— Наблюдать за ребятами во время репетиции – одно удовольствие. Мои мальчишки и девчонки настолько вживаются в роли, что и после продолжают называть друг друга именами персонажей, используют языковую стилистику эпохи. Может быть, писатели, чьи произведения мы используем, так гениальны, что переживания их героев близки и нам. Или, наоборот, мы до неузнаваемости изменились, поэтому сыграть роль – значит, полностью перевоплотиться, стать абсолютной противоположностью современному человеку, что, безусловно, интересно, – размышляет режиссёр.

В любом случае, независимо от того, что побуждает школьников так увлечься своими персонажами, она видит, как меняются с годами юные артисты. Тихие мальчишки, которые поначалу проявляют невероятную робость, ведут себя скованно на репетициях, потом раскрываются, раскрепощаются, обретают уверенность в себе.

— Артистическую карьеру выбирают потом, конечно, не все. Марина Лукина, ставшая звёздочкой после спектакля «В апреле 45-го», поступила в институт культуры и пришла работать в наш ДК. Но она, скорее, исключение, – не скрывает Ольга Олеговна. – Зато все, кто вышел из нашего театра, и в высших учебных заведениях продолжают творческую деятельность – играют в спектаклях, в КВНе. Им легче общаться с окружающими, ведь они умеют себя преподнести, и это – залог их успеха. А я в свою очередь рада, что именно в нашем театре они научились работать над собой и, вживаясь в чужие образы, – лучше понимать других. Это очень полезные качества – они пригодятся каждому, независимо от того, какую роль он потом будет играть в жизни.

Н. ТРОФИМОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.