Сначала в мазуте, потом в тапочках

2 августа – День железнодорожника России

Разбавленный пыхтением мерный стук вагонных колёс, голоса диспетчера и дежурного по станции, мелькающие перед глазами картинки домов и пейзажей – для нас, пассажиров, это неизменные символы железной дороги, что сопровождают в пути, окружая какой-то особой романтикой. А для работников РЖД, которые занимаются перевозкой людей грузов, – просто трудовые будни, наполненные подчас рутинными обязанностями. Нелёгкие и ответственные! Ведь надо ежедневно подтверждать репутацию организации, обеспечивающей самый безопасный вид транспортировки.

Наш земляк Владимир Николаевич Рыбаков в детстве и юности и не предполагал, что придётся управлять тяжёлой машиной, легко скользящей по металлическим рельсам. А проезжающие поезда видел только издалека – из окон Преображенской школы, где учился. Но поскольку с ранних лет интересовался техникой, решил по примеру знакомых ребят получить специальность машиниста локомотива. Правда, одновременно с ними пойти учиться не мог – не проходил по возрасту. После 8-го класса поступил в саратовское железнодорожное училище и получил специальность слесаря по ремонту тепловозов. Эти знания пригодились не только в профильной деятельности, но и потом, когда после обучения в дорожно-технической школе в Ершове попал на Пугачёвскую железнодорожную станцию и сначала стажировался в должности помощника машиниста, а затем водил локомотивы.

— Я был в бригаде, перевозившей грузы на линиях Пугачёв-Балаково, Пугачёв-Ершов, Пугачёв-Звезда, – рассказывает Владимир Николаевич. – Поначалу доводилось водить локомотивы 2 Т-10 В, изготовленные в Ворошиловграде, которому вернули прежнее название Луганск. Мы их называли «Луганками» и «Вэшками». Техника старая, ни о каком комфорте при работе речи не шло. К тому же после неё весь как помазок становился – мазут с одежды стекал. В таких условиях и в жару, и в холод трудились. А грузонапряжённость тогда на участке была высокая – могли до Ершова целый день добираться.

И всё же жаловаться на жизнь, подыскивать другое место – полегче и почище, Владимиру в голову не приходило. После армии вернулся в свою организацию. А тут в связи с необходимостью доставки народнохозяйственных грузов линию Пугачёв-Погромное достроили, новые машины в депо пригнали – 2 Т-10 М. Они не только улучшенными техническими характеристиками отличались, но и условиями труда.

— Один такой локомотив за нашей бригадой закрепили, – вспоминает Рыбаков. – Так мы там всё порошком стиральным мыли и в тапочках ходили. А уж как работать было приятно!

Но вскоре грянули такие незапамятные политические явления, как перестройка, ускорение, которые принесли обратный эффект. Железная дорога как объект инфраструктуры мгновенно ощутила на себе кризис в экономике. Машинисты из-за низкого спроса на перевозки просиживали дома в ожидании вызова на работу. В конце концов, Рыбакову это надоело, и в 1995-м он перешёл в ПЧ-20, обеспечивающую техническую безопасность перевозок. Сначала помощником, потом машинистом ВПР – выправочно-подбивочной ремонтной машины.

— Техника с годами усовершенствуется, приходится постоянно изучать новые модификации, – отмечает наш земляк. – В этом помогают базовые знания – когда усвоил основной принцип работы машины, постигнешь и частности. Ну, а с появлением компьютерного оборудования работать стало проще.

В том, что представителю его профессии нужно досконально разбираться в двигателях, оборудовании, знать каждую мелочь, убеждался не раз. Но особенно памятен случай, когда практически на его глазах погиб помощник машиниста. Он проработал всего полгода и не успел вникнуть во многие вопросы. Но главное – пренебрёг техникой безопасности при работе на мотовозе: решил вскарабкаться туда, куда в принципе не должен был соваться.

— На этой высоте, где тросы, краны, напряжение 27 тысяч вольт. Мы опомниться не успели, как он, уже обугленный, свалился вниз. Нам оставалось лишь потушить его горящую одежду, – с горечью вспоминает мужчина. – Ребятам, которые после института к нам приходят подкованные в теории, компьютерных технологиях, хочется сказать: не только в виртуальном пространстве надо уметь ориентироваться.

Что касается самого Рыбакова, сегодня он трудится на автомотрисе ПЧМ-Аткарск и продолжает оттачивать своё мастерство. Профессия выработала у него немало полезных привычек – к примеру, вести здоровый образ жизни, строго следить за своим физическим состоянием, поскольку от этого зависят и жизни других людей.

— Я выработал стаж для получения льготной пенсии, но у меня достаточно сил, чтобы оставаться на рабочем месте, – уверяет Владимир Николаевич. – Судя по всему, у нашей отрасли есть перспективы для развития, ведь увеличивается потребность в транспортировках грузов с Дальнего Востока, из Китая, а такая обширная дорожная сеть только у РЖД. Так что, думаю, мы в ближайшем будущем не перестанем быть востребованными.

Н. АЛЕКСАНДРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.